Отраслевая CRM или универсальная? Что выбрать в 2022 году

Статьи

Сравнение вертикальных и горизонтальных систем + рекомендации по использованию.

Казалось бы, CRM, созданная специально для вашей отрасли, – это как раз то, что нужно. Ведь в ней, в идеале, с самого начала должны быть все необходимые рабочие процессы и учтены все отраслевые требования и регламенты.

Но, конечно, всё не так просто, иначе не существовало бы универсальных CRM. Чтобы помочь вам определиться с выбором, мы сравниваем отраслевые и универсальные CRM-системы и рассказываем, в каких случаях стоит отдать предпочтение первому, а в каких – второму варианту.

Отраслевая CRM vs универсальная CRM

Отраслевая CRM Универсальная CRM
  • Создана для обслуживания конкретной отрасли; 
  • имеет специализированные, нишевые функции;
  • но при этом – ограниченные возможности интеграции, поскольку основные функции уже включены;
  • обычно дороже универсальной (даже при сопоставимом функционале).
  • Может использоваться в любой сфере бизнеса;
  • предлагает универсальные функции для отделов продаж, маркетинга и обслуживания клиентов;
  • интегрируется с большим количеством сторонних приложений;
  • широкий спектр ценообразования – от бесплатных или очень дешёвых до очень дорогих.

Отраслевые CRM

Отраслевые (или вертикальные) CRM разрабатываются с учётом потребностей бизнеса в конкретной области и предлагают специализированные нишевые функции. Это, например, управление кредитным конвейером для банковской сферы; планирование работы медицинских и торговых представителей и контроль за нею для фармацевтики; планирование маршрутов с учётом всех необходимых параметров для логистики.

То есть CRM для конкретных сфер обычно имеют уже готовые процессы и инструменты, которые требуют незначительной настройки. Но в то же время они имеют ряд ограничений. Это:

  • стандартные рабочие процессы для отрасли с малыми возможностями подстройки под особенности конкретного бизнеса;
  • ограниченные возможности для автоматизации; настройки полей и отчётов, а также разных уровней доступа для пользователей;
  • более высокая цена, чем у универсальных CRM.

Универсальные CRM

Универсальные (или горизонтальные) CRM имеют возможности и функции, подходящие для широкого круга компаний. Как правило, они предлагают общие инструменты продаж, маркетинга и поддержки, которые можно настраивать или применять независимо от отрасли. Благодаря этому такие системы интегрируются с большим количеством разных сторонних приложений, в том числе с мессенджерами, социальными сетями и бухгалтерским программным обеспечением.

Более продвинутые CRM предлагают ещё большие возможности настройки, инструменты прогнозирования продаж и доходов, а также аналитику.

Когда использовать отраслевую CRM

Если вы ищете узкоспециализированные функции

Хотя многие специализированные компании с успехом пользуются универсальными системами, иногда, из-за специфических требований и рабочих процессов, бизнесу могут потребоваться узкоспециализированные функции CRM.

Например, CRM-системы для ресторанного бизнеса обычно предлагают такие функции как уведомления о графике доставки продуктов, отслеживание онлайн-заказов, управление резервированием и бронированием. Строительные CRM позволяют создавать сводные карточки строительных объектов, формировать планы-графики поставки стройматериалов и оборудования на площадки, рассчитывать наряды на выполненные работы и т.д.

Если вы работаете в строго регулируемой отрасли

Одно из преимуществ отраслевой CRM – в том, что она не только предлагает нишевые функции, но и строит работу в соответствии с конкретными правилами своей отрасли.  Например, CRM для медицинских учреждений разрабатываются с учётом специфических требований законодательства в этой сфере: от защиты конфиденциальных данных пациента до строгих ограничений в рекламе. Так, медицинскую информацию можно передавать только по защищённым каналам связи – поэтому, скажем, результаты исследований через обычный мессенджер вам не пришлют.

Когда не стоит использовать отраслевую CRM

Хотя отраслевые CRM и разрабатываются специально для определённых сфер деятельности, это не значит, что такие системы – выбор по умолчанию, скорее наоборот: в большинстве компаний используется именно горизонтальная система.  Присмотреться к универсальной CRM стоит в следующих случаях:

Вам нужны главным образом базовые инструменты для работы с лидами и контактами

Если главное, что вам нужно от CRM, это возможности для работы с лидами и клиентами, воронки или туннели продаж и инструменты для email-маркетинга, то лучше использовать универсальную систему. Поскольку вам не требуются узкоспециализированные функции, то отраслевая CRM не будет экономически эффективным бизнес-решением: не используя нишевые инструменты по максимуму, вы будете платить большие деньги за то, чем не пользуетесь.

Если у вас уже есть специализированное ПО для вашей отрасли

Если вы уже пользуетесь отраслевым программным обеспечением, то отраслевая же CRM, вероятнее всего, будет избыточной. Оптимальный вариант в этом случае – универсальная CRM, интегрированная с вашим специализированным ПО.

Если у вас ограниченный бюджет

Вертикальные CRM обычно стоят дороже горизонтальных. Достаточно много универсальных систем предлагают хороший функционал для продаж и маркетинга по цене 10-15 долларов в месяц на 1 пользователя. Тогда как расценки на базовые планы для отраслевых CRM начинаются примерно с 25 долларов в месяц на 1 пользователя и, в зависимости от требуемых функций, могут доходить до тысяч долларов.

Подведём итоги

Отраслевая CRM может быть настоящей находкой для специализированных сфер бизнеса. Она выполняет задачи и решает проблемы, с которыми не совладает универсальная CRM, особенно в строго регулируемых отраслях. Однако если команда в основном использует базовые функции CRM, такие как управление лидами и клиентами, отслеживание воронок и туннелей продаж, маркетинговые инструменты, то более обоснованным выбором будет гибкая универсальная CRM с возможностью настройки под ваш бизнес.

Отношения с заказчиками и пользователями, пациентами и контрагентами выстраиваются сходным образом во всех отраслях, и многие, если не большинство, специфических задач в этой сфере можно решить с помощью дополнительного шаблона, либо же настройкой нескольких полей и отчётов.

Но если вы пока не уверены, какая CRM лучше подойдёт вашей компании в конкретной взятой бизнес-нише, наши специалисты помогут сделать выбор и внедрить систему, которая будет соответствовать нуждам и требованиям именно вашего бизнеса.

Оцените статью
Добавить комментарий